Студенты и их "облико-морале"
Недавно в Алматы в академии образования имени Алтынсарина при участии чиновников от образования обсуждался вопрос о введении в вузах попечительских советов.
Кто и о чем должен печься, если речь идет о "великовозрастных балбесах" студентах? Куляш Оразбекова, профессор, доктор педагогических наук, действительный член Нью-Йоркской академии, преподаватель АГУ считает, что попечительские советы помимо экономической поддержки вузов, в первую очередь, должны уделить внимание формированию морального облика студента.
Кураторы давно не справляются с воспитательной работой, они благополучно собирают средства со студентов на нужды вуза и на этом их "благородная" миссия заканчивается. Между тем в студенческой среде творится что-то невообразимое. Преподавательский состав любого высшего учебного заведения может сказать, что молодежь приходит в вуз агрессивная, антивоспитанная, высокомерная.
Отдельные студенты позволяют себе повышать голос на учителей, хлопать дверями и вести себя откровенно нагло только потому, что они имеют деньги, которые решают все их проблемы. Деньги стали основным критерием учебы. Есть студенты, которые подвозят на работу некоторых преподавателей, те в знак благодарности ставят им нужные отметки. Ни для кого это не секрет, однако, никто не собирается менять сложившиеся в вузах рыночные отношения. Существуют определенные таксы за сдачу экзаменов: с тех, кто одет побогаче, преподаватели просят по пять тысяч тенге за один экзамен, кто в одежде проявляет сдержанность и скромность, - платят по три тысячи тенге.
Несколько лет назад в АГУ имени Абая одна, а вслед за ней через год еще одна студентки покончили жизнь самоубийством. Как потом показало следствие, у них вымогали деньги преподаватели за пересдачу экзаменов. Девушкам нечем было платить. Один из депутатов пытался широко и громко поднять эту тему в обществе, однако проблему быстро "закрыли", и депутат замолчал. Куляш Оразбекова говорит, что в том же АГУ среди педколлектива и прочих сотрудников вуза студенты поделены как подопечные. Даже у уборщиц и кадровичек есть свои "дети", протеже которых они являются, за которых хлопочут перед деканатом. Деньги, деньги…
А студент-то - голый!
Куляш Оразбекова считает, что образ студента давно изменился в худшую сторону. Общество стало избавляться от коллективщины, но в поиске своеобразия образов ушло так далеко, что начались перегибы с проявлением индивидуальности. В частности педагог с полувековым стажем считает, что студенты педагогических вузов должны одеваться как подобает интеллигентному человеку: со вкусом, опрятно, эстетично. Увы. Девушки - будущие учителя истории, литературы и иностранных языков предпочитают ходить на лекции полуголыми, в прозрачных блузках, с открытыми пупками, в таких мини-юбках, из-под которых видно нижнее белье. Подобные вкусы несколько шокируют педагогов старшего поколения. Они бьют тревогу, потому что знают, чем "распутство" в одежде может закончиться. Завтра такой педагог придет в школу и будет подавать пример детям. Спрашивается, какой пример?
Куляш Айтмолдановна рассказывает, как однажды она сделала замечание одной их студенток, обратила ее внимание на непотребную одежду, в которой по ее мнению можно ходить на вечеринку, но никак не на лекции в государственный вуз. Девушка пожаловалась на строгую учительницу декану, и та вызвала "ретро-педагога" на ковер. Попросила впредь не поучать студентов кому в чем ходить, сослалась на то, что в стране - демократия, поэтому молодежь сама знает, в чем ей ходить на занятия, а в чем нет. "Я понимаю, если бы так мыслила невежественная необразованная колхозница из аула, которая не понимает, в чем суть демократического общества. Но даже в ауле люди понимают, что демократия - это не разгул нравов.
И даже там люди понимают, что народ должен сохранить свою культуру и достоинство при любом общественном режиме: демократическим или феодальном. Современных девушек-студенток никак нельзя назвать носительницами казахской культуры. Они безнравственны и некультурны, - с болью говорит Куляш Оразбекова и добавляет - я не предлагают облачить всех молодых леди в паранджу. Но и ходить голыми на занятия нельзя! Однако до внешнего вида студентов никому нет дела. Потом удивляемся, почему на третьем курсе сразу 11 молодых девушек сделали аборты. Кстати, нонсенс случился не так давно. Педагогов срочно вызвали читать мораль молодежи: как такое могло случиться? У них групповой секс был, что ли? При этом декан уже не говорила, что личная жизнь студента тоже входит в понятие демократии".
Крутому студенту можно все!
Это уже перестало будоражить умы взрослых: студенты приплачивают вахтерам, чтобы те разрешили им в свободное от занятий время, уединиться с друзьями в аудитории и провести там время с девушками. Несговорчивым вахтерам-моралистам угрожают физической расправой или увольнением с работы. У студентов есть связи, у студентов есть деньги - они действительно могут проявить власть своих богатых родителей, и что самое удивительное, им не стыдно говорить об этом открыто, как будто в тех аудиториях они защищают Нобелевские премии, а не занимаются на партах сексом.
На лекциях у отдельных преподавателей опять же самые дерзкие могут распивать спиртные напитки. Преподаватели закрывают глаза на такое поведение, потому как знают о регалиях людей, состоящих в родстве с такими студентами: не хотят с ними связываться, наживать себе врагов. Педагоги молчат. А что они могут? Образ студента изменился до неузнаваемости не в стенах вузах. Молодежь приходит абитуриентами в вузы уже "испорченная". Педагоги говорят, что многие появляются в вузах не как будущие преподаватели, а как руководители крупных преуспевающих компаний, они ведут себя как без пяти минут директора, магнаты, миллионеры.
Видимо, дома очень сильно подогреваются мифы об их будущем, когда слабому ученику в школе родители обещают большое будущее с одним условием: надо закончить хоть какой-нибудь вуз. Ну, нельзя сегодня быть директором крупной фирмы, не имея диплома в кармане. И поскольку педобразование считается самым доступным и легким, они соглашаются ходить в вуз, но не учиться. Отсюда и их пренебрежение учителями, высокомерный тон, эгоизм. Они видят себя уже, по меньшей мере, магнатами, а тут какие-то училки мешают жить, ставят двойки, стыдят и призывают к совести.
Кураторы смотрят в аквариум
В истории АГУ был случай, когда среди здоровых студентов довольно долго учился молодой человек с открытой формой туберкулеза. И ни один куратор об этом не знал, никому не было дела до кашляющего, чахлого паренька. Загибается, болеет, ну и что? Правда, опять же, когда диагноз был установлен, все забегали, заволновались. Однако забеспокоились не о здоровье тех, кто с ним контактировал, а о репутации вуза.
Старожилы образования, которых сегодня в системе обучения остались единицы, говорят, что нельзя рынок впускать в вузы. Нельзя, чтобы знания и оценки мерялись деньгами. Нельзя спокойно смотреть, как молодой человек (а такие даже сегодня есть) поступив в вуз и сдав тесты (и даже возможно набрав хорошие баллы) не умеют читать. Куляш Оразбекова говорит, что у нее есть студент, который читает по слогам, как он мог показать высокие результаты на ЕНТ? Загадка, у которой есть только одна разгадка - деньги. Нельзя допускать, чтобы в комнате общежития, где должны жить два студента, обитали шесть. Причем все шесть платили полную стоимость за койко-места, но при этом четверо - спали на полу.
"Вы спрашиваете, почему так сильно изменился облик современного студента, - спрашивает Куляш Оразбекова, - потому что молодежь видит, что все продается и покупается. Даже в вузах, храмах знаний, господствует мафиозно-коррупционно- взяточническая система, в которой никто не наказуем. Оценки можно купить. Диплом можно купить. Рабочее место можно купить… Зачем учиться.
Источник: Kazakhstan Today, 16.04.2006
Вы можете оставить ваш комментарий или мнение на эту статью. Для этого необходимо нажать на ссылку ниже.
|