сайт школы, среднее образование Казахстан, методические материалы

АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ

сайт школы, среднее образование Казахстан, методические материалы

Введите ваш логин и пароль, полученный при регистрации.

Регистрация              Забыли пароль

НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ



19.11.2013
Для стран СНГ разработают единый учебник истории
Просмотров: 7953, комментариев: нет
19.11.2013
Составлен рейтинг самых доступных ректоров вузов Алматы
Просмотров: 7934, комментариев: нет
19.11.2013
Учебный центр туризма мирового уровня откроют в Алматы
Просмотров: 10927, комментариев: нет

Закон РК
"Об образовании"
от 27 июля 2007
года № 319-III
Подробнее...

РЕКЛАМА НА САЙТЕ





Кто в рабочие пойдет?


Есть мнение, что одним из вариантов выгодного вложения инвестиций могут быть дети. Предприятие это, конечно, долгосрочное, но если правильно сориентироваться в требованиях рынка и, соответственно, выбрать профессию, то принесет немалые плоды.


Тогда по прошествии нескольких лет родитель смеет надеяться на поддержку (материальную, естественно) своего благодарного чада. Впрочем, если ваш повзрослевший ребенок вооружится принципом «сначала обеспечиваете меня, а потом – каждый себя», все равно не проиграете. Разве не мечтали родители о том, чтобы их большие дети получили высокооплачиваемую и востребованную специальность, которая позволит им уверенно смотреть в будущее и делать самостоятельные шаги? Правда, существует загвоздка – никто в стране не занимается прогнозированием рынка труда, а предугадать потребности государства в 20..-м году сумеет не всякий.

Сегодня чиновники Минобразования наряду с коллегами из Минтруда лишь констатируют действительность. В последние годы до них наконец-то дошло, что по количеству гуманитариев мы, пожалуй, перегнали всех. Что же до технических профессий, то здесь впору решать, какие из них отнести в разряд чрезвычайно нужных, а какие – просто нужных. В этой аховой ситуации сейчас винят сумасбродные 90-е годы, когда молодежь, совершив переоценку ценностей, в едином порыве устремилась за юридическим и экономическим образованием. И надо сказать, государство совсем не пыталось умерить пыл тогдашних абитуриентов. Теперь же приоритеты меняются, страна делает ставку на инженерно-технические специальности. Но сдается мне, государственные и частные вузы снова примутся «штамповать» технарей-управленцев и, как всегда, переусердствуют. А кто же будет работать на производстве? Я имею в виду средний и начальный профессиональный состав. Сегодня на одного работника в Казахстане приходится 7 руководителей.

Недавно заместитель директора департамента среднего образования МОиН Кадырбек Борибеков озвучил интересные цифры. В республике действует 312 профессионально-технических школ, где обучается 105 тыс. студентов. В то же время сеть этих учреждений рассчитана почти на 120 тыс. учащихся. Вакантных мест здесь хоть отбавляй, но абитуриенты упорно штурмуют вузы. Студентами ПТШ становятся лишь 11 процентов выпускников основной школы и только 5 процентов одиннадцатиклассников.

Помимо ПТШ в нашей системе начального и среднего профессионального образования есть колледжи, количество которых растет из года в год. Сейчас их насчитывается 475, причем лишь 178 являются государственными (ГКП). Между тем частные колледжи практически не обучают на технарей и аграриев, их больше прельщает гуманитарное направление. Тому есть свое объяснение: подготовка студентов по техническим и сельскохозяйственным специальностям требует больших затрат. Государственным учебным заведениям выживать проще, здесь существует такое понятие, как госзаказ на обучение специалистов и его финансирование.

И все же они тоже ощущают нехватку средств. Из бюджетного кошелька оплачиваются зарплата преподавателям и коммунальные услуги. А другая, не менее объемная часть расходов, предусматривающая приобретение учебников, укрепление материально-технической базы, учебно-методических комплексов и повышение квалификации педагогов, не входит в стоимость госзаказа. В итоге мы имеем то, что имеем. Безнадежно устаревшее оснащение учебно-производственных мастерских и лабораторий, которые в течение последних 15 лет фактически не обновлялось. О каком уровне подготовки специалистов может идти речь, если студенты на пальцах изучают современное высокотехнологичное производство? К тому же сами чиновники отмечают, что существующие образовательные программы ПТШ и колледжей не соответствуют международным стандартам квалифицированного образования.

И еще один момент. Не в обиду будет сказано, но большинство преподавателей работает в учебных заведениях не один десяток лет. Если бы государство не отняло у них льготную пенсию по выслуге лет, то ему пришлось бы лишиться фундаментальной составляющей всего педагогического штата страны. По данным Минобразования, две трети преподавателей и мастеров производственного обучения нуждаются в повышении квалификации по новым технологиям и переобучении. А на обновление материально-технической базы государственных колледжей требуется в целом 1680,0 млн тенге, из расчета 10 млн на каждое учреждение.

Когда в очередной раз приходится слышать о реформах в сфере образования, появляется стойкое неприятие всех этих новшеств. За последние годы мы так умудрились перекроить систему получения знаний, что подготовку работников окончательно свели на «нет». Плоды оказались несладкими – общество потеряло уважение к человеку, занимающемуся техническим и обслуживающим трудом. У нас основательно закрепился стереотип о том, что наличие высшего образования – это как минимум: а) престижно, б) гарантирует неплохую работу и соответствующий заработок, в) возможность карьерного роста.

На самом деле шансы на удачу распределяются в соотношении 50 на 50. Наверняка у каждого из нас найдется немало удачных примеров из жизни знакомых, которые сумели много добиться с техникумовским дипломом. (Одна моя подруга при любом удобном случае говорит: мол, не закончи она помимо техникума еще и университет, то ее карьера сложилась бы в десятки раз благополучнее.) Во-первых, трудоустройство выпускников средних профессионально-технических учреждений составляет 65 процентов (на 1 октября прошлого года). Во-вторых, они не тратят массу времени на бесполезные вещи, а получают конкретные знания по профессии. Уже устроившись на работу, многие из них параллельно получают высшее образование. За рубежом, например, невозможно стать мастером, не побывав несколько лет подмастерьем. Правда, в той же Германии в подготовке работников для предприятия заинтересованы сами работодатели, которые помимо работы предоставляют своим сотрудникам возможность учиться и даже платят им что-то вроде стипендии. У нас же все сваливают на голову государства.

На мой вопрос – как подбираете специалистов? – директор одного небольшого производственного предприятия ответил: по объявлениям в газете. Далее следовал длинный монолог о том, как «нам нужны высококвалифицированные, грамотные люди, специалисты, машиностроители. А их нет. Их не учат. Есть финансисты, охранники, юристы, а найти профессионального слесаря, токаря или фрезеровщика сложнее, чем иголку в стоге сена». Некоторые работодатели пытаются обучить себе новую смену, но зачастую, обучившись и отработав пару месяцев, молодые люди подаются кто в охранники, а кто в бизнесмены. «Нет рекламы рабочей профессии, нет почета труда», – сетуют руководители-производственники.

Однако существует и другая сторона медали. Порой работодателю невыгодно содержать высококлассного профи, потому что ему нужно платить приличные деньги. Так, сотрудники международной профессиональной академии «Туран» предлагали предприятиям столицы обучить рабочих, но в ответ получали решительный отказ.

– Тратить средства на повышение квалификации работников и образование руководители не хотят, потому что потом им придется платить большую зарплату, – рассказал «Известиям-Казахстан» ректор МПА «Туран» Манен Омаров. – А работник, соответственно, не может заявить о себе, потому что у него нет специального образования. Сегодня нам нужно подумать о той молодежи, которая уже научилась работать. Это очень ценные люди. Их знания следует довести до уровня мастера, инженера, причем в этом должны быть заинтересованы руководители предприятий. Как известно, на конкурсах выигрывают те компании, которые обучали рабочих и имеют сертификаты, а золотые руки на тендере не предъявишь.

Будет логичнее, если государство и представители бизнеса распределят обязанности между собой, определят, кто и за что отвечает. В идеале спрос и предложение на рынке труда должны не только изучаться, но и прогнозироваться на несколько лет вперед. Тогда старшеклассники (и их родители) смогут вовремя сориентироваться в выборе актуальной профессии. А Министерству образования не придется каждый раз круто менять единожды выбранную ориентацию.

Источник: Елена Заболотских, "Известия-Казахстан", 20.02.2006


Вы можете оставить ваш комментарий или мнение на эту статью. Для этого необходимо нажать на ссылку ниже.


История  |  Фотогалерея  |  Гостевая  |  Контакты  |  Ссылки  |  Карта сайта