сайт школы, среднее образование Казахстан, методические материалы

АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ

сайт школы, среднее образование Казахстан, методические материалы

Введите ваш логин и пароль, полученный при регистрации.

Регистрация              Забыли пароль

НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ



19.11.2013
Для стран СНГ разработают единый учебник истории
Просмотров: 4114, комментариев: нет
19.11.2013
Составлен рейтинг самых доступных ректоров вузов Алматы
Просмотров: 3680, комментариев: нет
19.11.2013
Учебный центр туризма мирового уровня откроют в Алматы
Просмотров: 7125, комментариев: нет

Закон РК
"Об образовании"
от 27 июля 2007
года № 319-III
Подробнее...

РЕКЛАМА НА САЙТЕ





С дипломом - в подмастерья


Казалось, что трудоустройство выпускников как таковое канет в Лету. Однако сегодня вузы прилагают немало сил, чтобы подыскивать своим воспитанникам ниву для деятельности.


Служба трудоустройства в высшей школе советского периода работала как швейцарские часы. То есть обязательным было распределение выпускников с обговоренным сроком отработки на местах. Другое, что молодые специалисты ловчили, шли на ухищрения, чтобы не поехать туда, куда их вовсе не тянуло.

Потом наступили времена, когда за порогом института вчерашних студентов никто не ждал. Казалось, что трудоустройство выпускников как таковое канет в Лету. Но этого не произошло. И сегодня вузы прилагают немало сил, чтобы подыскивать своим воспитанникам ниву для деятельности. Более того, одним из рейтинговых показателей учебного заведения стало именно трудоустройство, и каждый из них в рекламных буклетах или представительских документах не преминет упомянуть, что-де их выпускники под патронажем альма-матер в поисках работы.

В этом смысле есть даже продвинутые вузы, как, например, ЮКГУ им. М. Ауезова, где в прошлом году был создан Центр карьеры и маркетинга. Он не только заключает договора с работодателями, устраивает ярмарки вакансий, но и исследует рынок труда на предмет востребованности своих специалистов. Это совсем не плохо, когда руководство высшего учебного заведения заботится о дальнейшей судьбе выпускников. Но, кажется, надо кое-что менять и в психологии их самих на этот счет.

Ведь с чем мы сегодня сталкиваемся? С тем, что молодые люди с корочками новехонького диплома обивают пороги учреждений, имея только одно желание: чтобы их приняли на работу непременно в штат. Чтобы с окладом, отпусками и всем остальным. И не иначе. А руководителю, понятно, хотелось бы к ним приглядеться, потому как они пока еще кот в мешке. Даже если есть вакансия. Тут бы выпускнику и предложить потенциальному шефу: а давайте я поработаю стажером, поварюсь в вашей кухне, закреплю на практике полученные знания, помогу, чем смогу. А потом посмотрим.
Но нет. Наши молодые специалисты в подмастерья себя не метят.

В отличие от сверстников на дальнем Западе, где от семи до девяти процентов окончивших вуз не могут найти места под солнцем по году и более. Для тамошних выпускников начало самостоятельной активной жизни -это затяжной прыжок с парашютом в полную неизвестность. И такое подвешенное состояние длится долгие месяцы. Поэтому там путь к стабильной зарплате лежит, как правило, через стажировку. На первом этапе молодые специалисты ищут не вакантную должность, а место стажера. Более того, часто стажироваться начинают еще в студенчестве и продолжают на фирмах уже после получения диплома.

Стажировки чаще всего бесплатны (в журналистике, например, стопроцентно за так). Но это воспринимается там как само собой разумеющееся, таков уклад жизни: стажерство - необходимая ступенька в служебной лестнице подавляющего числа молодых специалистов. Этим не гну-
шаются. Но не у нас. Хотя есть специальности, требующие обязательного прохождения стажировки. Например, нотариусы, адвокаты. Она является необходимым условием для получения
лицензии. Поэтому новоиспеченные работники юриспруденции ходят в подмастерьях от трех месяцев до года. Платят им на усмотрение руководителя конторы.

Да при любой профессии, не говоря уже о тех, которые требуют повышенной ответственности, неплохо бы начинать трудовую деятельность со стажировки. В конце концов, нескромно приходить в коллектив и ждать того же вознаграждения за труд, что и более опытным коллегам. Ведь фактически молодой специалист первые месяцы, а то и дольше, не выполняет положенного объема работы или делает это некачественно. А значит, пользуется незаслуженным. Капиталисты это четко просекли, вводя на своих территориях институт стажерства. Всем хорошо: наниматель получает на время бесплатную рабсилу, а рабсила бесплатно приобретает практические навыки, шлифует свое профессиональное мастерство.

Вот с такими настроениями и должны молодые специалисты стучаться в двери фирм, предприятий, заводов, учреждений и прочих мест. Стажерство должно стать установкой обладателю свежего диплома, если он хочет сделать карьеру. А на кусок хлеба придется подрабатывать в более доходных местах. Это ж временно. Поэтому вузам, если они взялись опекать выпускников, стоило бы несколько иначе организовывать деятельность по их трудоустройству: не столько искать место будущей работы, сколько возможность стажировки.

И тут нужен посредник, который помог бы стажеру и предприятию найти друг друга. Им может выступить специализированное рекламное или посредническое агентство, газета, телеканал и тому подобное. Те же ярмарки вакансий можно развернуть в сторону стажерства. В свою очередь, работодатели должны быть сами готовы к наплыву желающих стажироваться, не считать их путающимися под ногами, а умело использовать.

Подмастерья как особый контингент существовали всегда. «Отдать в ученики» - означало пристроить к мастеру, чтобы научился, подсмотрел, как надо. И отданный не гнушался черновой работы, что и было с его стороны платой за знания, которые получает. Они на сегодняшний день - самые дорогостоящие расходы в бюджете семьи. И пополнить ими себя бесплатно дает возможность стажировки. Что толку болтаться без дела в поисках рабочего места? Лучше бесплатно закреплять знания на практике под присмотром наставника. Потом воздастся.

Источник: «Южный Казахстан», 25.01.2006


Вы можете оставить ваш комментарий или мнение на эту статью. Для этого необходимо нажать на ссылку ниже.


История  |  Фотогалерея  |  Гостевая  |  Контакты  |  Ссылки  |  Карта сайта