сайт школы, среднее образование Казахстан, методические материалы

АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ

сайт школы, среднее образование Казахстан, методические материалы

Введите ваш логин и пароль, полученный при регистрации.

Регистрация              Забыли пароль

НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ



19.11.2013
Для стран СНГ разработают единый учебник истории
Просмотров: 4030, комментариев: нет
19.11.2013
Составлен рейтинг самых доступных ректоров вузов Алматы
Просмотров: 3598, комментариев: нет
19.11.2013
Учебный центр туризма мирового уровня откроют в Алматы
Просмотров: 7041, комментариев: нет

Закон РК
"Об образовании"
от 27 июля 2007
года № 319-III
Подробнее...

РЕКЛАМА НА САЙТЕ





Конкурентоспособные кадры - пока лишь мечта?


В связи с массовым отъездом в период первых лет становления независимости сотен тысяч опытных специалистов и просто образованных людей, экономика страны испытывает сейчас острую нехватку высокопрофессиональных кадров разного профиля.


Да и те дипломированные выпускники многочисленных вузов, профессии которых с избытком представлены на нашем рынке труда, по качеству своей подготовки и элементарной грамотности оставляют желать лучшего.

Почему в Казахстане много людей с высшим образованием и не хватает профи? Высказать свое мнение по этому поводу мы попросили нескольких представителей сферы образования.

Глупцы родом из детства

Подготовка к взрослой, в том числе и будущей профессиональной жизни, начинается с первых лет жизни ребенка. С первых прочитанных книжек, с рассказов мам и пап о природе и назначении вещей. С многочисленных "почему" на тему "откуда что берется и куда девается" и так далее. В советские времена большую нагрузку в плане воспитания брали на себя детские дошкольные учреждения.

- Сейчас из-за нехватки детских садов, - говорит преподаватель начальных классов одной из алматинских общеобразовательных школ Нина Березина, дети приходят в школу в своей массе совершенно неподготовленными, а подчас просто глупыми для своего возраста.

Я не говорю, конечно, о детях, образованием и подготовкой к школе которых занимались дипломированные гувернантки - они исключение. Естественно, главное дело школьных педагогов - восполнять пробелы в умах наших маленьких воспитанников. Но насколько было бы это легче делать, если дети приходили хоть немного подготовленными. Ведь порой доходит до абсурда - объясняешь тему простыми словами, а дети начинают спрашивать о смысле слов, которые произносит учитель. Типа "а что такое киоск?" или "что значит рама, розетка, веник и так далее". Дети не знают значения простейших слов!

По-моему, в первую очередь, нужно восстанавливать в прежнем объеме и качестве систему дошкольного воспитания, которая успешно функционировала в период СССР. Что, в свою очередь, благотворно отразится на среднем и высшем образовании.

Алматинка Ирина Шемратова - мать двоих детей тоже считает, что образовывать дошколяшек на дому сейчас очень дорого и хлопотно. Для этого современной маме придется сидеть дома, а не работать. Что могут себе позволить далеко не многие семьи.

К тому же книги для малышей, которые продаются сегодня в городских магазинах довольно дорогие. А недорогих книжек-малышек не найдешь днем с огнем. Коммерсантам невыгодно торговать дешевым товаром. Будь то книги или развивающие настольные игры. В итоге страдают наши дети.

Нет хороших книг - нет кругозора.

Инна Смагулова - завуч по учебной части общеобразовательной школы Бостандыкского района Алматы затронула другую проблему, связанную с подготовкой молодых специалистов.

- Увы, - говорит Инна Оскаровна, я часто сталкиваюсь в моей работе с тем, что приходит к нам работать молодой преподаватель после окончания вуза и уже на собеседовании выясняется - у молодого человека или девушки серьезные проблемы с кругозором. Выпускники сегодняшних вузов элементарно не начитаны. Если это математик, он не ориентируется в мировой истории и литературе. Если филолог, то с трудом отличает космическую станцию от ракетоносителя и тому подобное. А ведь наличие широкого кругозора - это основное требование к современному учителю.

Стоп! Ключевое слово в высказываниях опытного завуча "не начитаны". Вот в этом-то кроется еще одна серьезная проблема казахстанского общества - малочисленность и плохая комплектация библиотек (хотя домашняя библиотека, заметим, все же играет более основополагающую роль в развитии ребенка).

Начнем с цифр. В период до 1990 года в Алматы городских библиотек было 23. Спустя 15 лет, их по-прежнему 23!

Население города выросло чуть ли не на треть, а библиотечный воз и ныне там. Пополнение библиотечного фонда, по словам сотрудников городской библиотеки имени Чехова, происходит также очень трудно, именно трудно - денег выделяется мало. И к тому же заполучить книги, которые наиболее востребованы населением, не всегда удается. Здания библиотек не ремонтируются в течение многих лет. О размере же заработной платы сотрудников лучше и не говорить - это отдельная и очень грустная тема.

Как и история о разграблении фондов библиотек в период "безвременья". Когда советское превращалось в капиталистическое, и контроль со стороны государства почти отсутствовал.

Тогда "под шумок" были прикарманены самые редкие, ценные и просто хорошие книги. А мы говорим об узком кругозоре…

Тут бы нашему населению обычную грамотность не растерять, не говоря уж о самосовершенствовании и интеллектуальном росте. Тем более, что современный казахстанский книжный рынок формируется вне зависимости от спроса нашего населения на ту или иную литературу. Он фактически дикий и наполнен той продукцией, которую предлагают российские издатели. А это в массе своей - бульварные романы, мыльные оперы, боевики и детективы низкого качества. Беда казахстанского книжного рынка в том, что мы практически не имеем собственного издательского производства. Кроме учебников, за ре-едким исключением, в Казахстане ничего не издается!

Поэтому купить сегодня импортную энциклопедию, хорошую научно-популярную литературу или стоящий бестселлер по карману не каждому казахстанцу. А ведь мы ведем сейчас речь в основном о горожанах. Что же говорить о сельской местности? Там дела с библиотечным делом, да и с образованием в целом, совсем плохи. Оно и понятно. Жить и работать на селе, получая зарплату современного библиотекаря или учителя - все равно, что быть постоянным курсантом школы выживания. Поэтому и желающих мало…

Дипломированные неучи

Итак, проучившись кое-как в школе, не прочитав и половины книг, которые между делом прочитывал средний советский школьник, малограмотный выпускник казахстанской среднестатистической школы отправляется поступать в вуз. Он начинает готовиться к экзаменам, простите к тестированию - это когда не как раньше нужно было знать и уметь рассказать весь материал на заданную тему, а лишь заучить, как попугай, правильные ответы на вопросы по книжице с тестами.

Помнится, советские абитуриенты для того, чтобы подготовиться лишь к одному экзамену прочитывали ко дню сдачи целиком все учебники по данному предмету, начиная с 4-го или 5-го класса по 10-й. И так перед каждым из пяти-шести и более вступительных экзаменов. И это, не говоря о вузах, где для поступления знания школьной программы не всегда считалось достаточным.

- Наше, советское образование, - рассказывает преподаватель одного из вузов с 40-летним стажем Асия Табанова, ценилось во всем мире, особенно техническое. Наша школьная программа советских времен считалась одной из самых сложных, но зато она как нельзя лучше готовила к поступлению в соответствующий институт. Я не понимаю зачем, имея такой богатый опыт, накопленный советской системой среднего и высшего образования, нам понадобилось перенимать чужой - куда менее удачный.

И действительно, наша наука в советские годы опережала по целому ряду направлений разработки западных ученых. С внедрением в производство, правда, мы всегда опаздывали или не использовали собственные ноу-хау вовсе. Но то, что по интеллектуальному потенциалу были впереди планеты всей - это признали даже наши прежние оппоненты.

О методиках обучения в высших учебных заведениях можно спорить до хрипоты. Но есть в наших вузах особая беда, характерная, наверное, именно для нашей республики - повальная коррупция в среде преподавательских коллективов.

Для сегодняшних студентов уже является нормой покупная система зачетов и экзаменов. В городе существует устойчивая "тарифная сетка" цен на зачеты и экзамены. И характеристика дорогого или дешевого вуза присваивается теперь народной молвой не в зависимости от того, сколько составляет официальная плата за обучение, а в зависимости от стоимости этих самых экзаменов и зачетов.

По этой неофициальной, черной тарифной сетке, к примеру, КазНУ считается самым дорогим вузом страны. Экзамен там стоит 5 тысяч тенге. В других вузах поменьше, но в среднем сессия обходится нашим студентам в пределах от 150 до 200 долларов. О каком уровне образования тут можно говорить? Разумеется, о самом низком.

Получается, пока мы не восстановим систему дошкольного воспитания, не дореформируем систему среднего и не вернемся к старой испытанной форме высшего образования, не избавимся от коррупции в вузах, не видать нам когорт высокопрофессиональных специалистов как своих ушей.

Тут уж ни о каких отечественных ноу-хау и мечтать не приходится. Дипломированные неучи, купившие каждую строчку в дипломе, нам их точно не создадут. И экономику страны тем более не поднимут. Может лишь "Болашак" со временем хоть немного облегчит ситуацию с подготовкой высококлассных кадров. Время покажет. А пока, увы, увы, увы…

Источник: Лючия Стоните, специально для Gazeta.kz, 05.09.2005


Вы можете оставить ваш комментарий или мнение на эту статью. Для этого необходимо нажать на ссылку ниже.


История  |  Фотогалерея  |  Гостевая  |  Контакты  |  Ссылки  |  Карта сайта