Кадровый интерес
Одна из болевых точек в реализации программы инновационного развития связана с дефицитом кадров и с необходимостью формирования инновационного мышления буквально с младых ногтей.
Школы творчества, научно-популярные журналы для молодежи, кружки космического моделирования, в недалеком прошлом подвергнутые осмеянию как кондовые атрибуты советской эпохи, на самом деле, уверены ученые, выполняли важную просветительскую функцию - готовили молодых людей к сознательному выбору специальности, формировали научный подход к постижению будущей профессии.
Многие из тех, кто не сегодня-завтра готовится покинуть школьные стены, не имеет представления о многообразии специальностей, связанных, скажем, с космической деятельностью или сферой связи, и скорее всего, сделают выбор в пользу более “раскрученных” профессий. Впрочем, в последние годы технические специальности постепенно выходят из небытия. Как свидетельствуют итоги нынешнего лета, на отдельные специальности технического профиля конкурс был выше, чем на гуманитарные, и нередко борьба за право быть зачисленными на факультет технических вузов разворачивалась между абитуриентами, набравшими по итогам ЕНТ не меньше 100 баллов.
Половину из 5000 грантов, выделенных на технические специальности, получил Казахский национальный технический университет им. Сатпаева, по-прежнему имеющий репутацию флагмана по подготовке специалистов-технарей. Остальные гранты распределены между техническими университетами Караганды и Восточного Казахстана. По данным Ассоциации вузов РК, наиболее популярны среди абитуриентов специальности, связанные с нефтяным производством (соответственно высок конкурс в Казахстанско-Британском техническом университете), отраслями связи и транспорта; до 5-6 человек на место вырос конкурс на специальности аграрного профиля. Порядка 60-70% мест из 3000 предполагается выделить на технические специальности в рамках государственной программы “Болашак”. Однако, подчеркивают специалисты, кадровый вопрос не исчерпывается коллизиями университетского образования.
Немаловажный аспект данной проблемы связан с необходимостью подготовки квалифицированных инновационных рабочих, ориентирующихся в современных технологиях, левшей, которые могли бы воплотить в реальность идеи ученых, однако система профессионального обучения сегодня также переживает не лучшие времена. Представители Ассоциации вузов РК указывают на колоссальный разрыв между уровнем теоретической и практической подготовки, полученной в университетских аудиториях, и реалиями современного производства.
В тех же США и Канаде порядка 20-30% выпускников ежегодно создают новые рабочие места, то есть, выйдя из стен университета, озвучивают свежие идеи и начинают работу над созданием инновационного продукта. В Северной Каролине, например, действует своего рода подобие знаменитой Силиконовой долины, созданное вчерашними выпускниками университетов. По мнению специалистов, материальная база отечественных технических вузов давно устарела физически и морально, то же можно сказать о 80% учебников, по которым осуществляется подготовка молодых специалистов.
В отличие от американских сверстников, казахстанские студенты не имеют представления о технологиях, которые действуют на предприятиях уже сегодня. В свою очередь, серьезные предприятия не заинтересованы в пополнении штата “дипломированными специалистами”, которых предстоит учить заново, не рискуют доверять им работу с серьезной дорогостоящей техникой. По этой причине действующие на территории республики промышленные структуры, созданные с участием иностранных инвесторов, порой принимают в штат одного-двух выпускников из более чем двух сотен, направляемых вузами.
Вместе с тем многие выезжающие за рубеж молодые специалисты демонстрируют недюжинный потенциал, следовательно, считают представители Ассоциации вузов РК, суть проблемы коренится не в том, что студент измельчал, но в моральном старении дисциплин, преподаваемых в университетских аудиториях, в дефиците педагогических кадров, способных выпестовать востребованных в условиях динамично меняющегося рынка специалистов. В связи с этим, полагают участники рынка инновационной деятельности, наряду с увеличением грантовой поддержки высшего образования необходимо выделять ресурсы на приобретение современной литературы и учебного оборудования, на организацию зарубежных стажировок как для студентов, так и для преподавателей.
Источник: Анна Шатерникова, "Панорама", 02.09.2005
Вы можете оставить ваш комментарий или мнение на эту статью. Для этого необходимо нажать на ссылку ниже.
|