Кадры, которые ничего не решают
Выпускники казахстанских вузов, ознакомившись с положением на рынке труда, могут почувствовать себя обманутыми. Многие из них поступали на «модные» профессии, а на деле оказалось, что в Казахстане востребованы совсем непрестижные специальности – строители и техники.
– Если раньше, в конце 90-х годов, были востребованы топ-менеджеры, административный персонал, то сейчас большой спрос на людей, имеющих специальности, которые не были востребованы многие годы, – говорит Асель Шакенова, старший менеджер рекрутингового агентства «Key Staff». Сейчас востребованы химики, технологи, инженеры, строители. По мнению министра образования и науки РК Бырганым Айтимовой, неправильный выбор профессии – это одна из главных причин безработицы среди молодежи 15–24 лет. На самом деле активно развивающемуся Казахстану требуются рабочие руки в строительной отрасли, на металлургическом производстве, в сельском хозяйстве.
– Может быть, выпускники могли бы устраиваться без проблем на любую работу, – говорит Асель Шакенова, – но сильно изменилось и «качество» самих кандидатов. Между выпускниками 90-х годов и выпускниками последних лет есть принципиальная разница. Если раньше основными параметрами при поиске работы были опыт, знания, карьера, деньги, то сейчас молодые специалисты четко определены в размере заработной платы и требованиях к соцпакету, но далеко не многие из них готовы обучаться и получать практический опыт за меньшие деньги. В итоге мы получаем специалиста, не способного к развитию. Поэтому уже сейчас в крупных компаниях особое внимание уделяется тренингам.
Для молодых специалистов наличие тренингов стало нормой. Молодежь, приходя на собеседование, сразу же спрашивает у работодателя: «Какую сумму вы будете тратить на мое обучение?». Работодатели в свою очередь ввели новую штатную единицу: «специалист по обучению и развитию персонала». Как правило, каждый тренинг стоит больших денег, и ковать кадры самостоятельно для небольшой организации слишком накладно. Кроме того, острый дефицит квалифицированных кадров в строительной и технической сферах изменил требования к возрасту кандидатов. Поэтому компании стараются брать на работу людей в возрасте, уже имеющих большой опыт работы по конкретной специальности.
С другой стороны, понятно, что молодые люди, которым далеко до пенсии, – выгодные сотрудники. В итоге работодатель вынужден выбирать между квалифицированным работником, находящимся в преклонном возрасте и уже имеющим проблемы со здоровьем, и молодым человеком, находящимся в прекрасной физической форме, но не имеющим необходимых знаний. Вот и выходит, что если раньше «в цене» были работники 22–25 лет, то сейчас лучше берут на работу людей от 25 до 40 лет и выше. В основном это выпускники технических вузов 80–90-х годов, которые должны восполнить дефицит специалистов в прикладных отраслях.
– Дефицит кадров – большая проблема, – признала сотрудник департамента труда, занятости и социальных программ Алматы Ляззат Кушанова. – Только в Алматы вакансий на техперсонал в два раза больше, чем работников. Ситуация на алматинском рынке труда характерна для всего Казахстана. К примеру, компании «КазМунайГаз» ежегодно требуется около 25 тысяч технических специалистов, но зачастую их негде брать. В строительной отрасли проблема дефицита рабочих рук решается проще. Людей, которые должны класть кирпичи и мешать бетон, набирают с улицы. Это так называемые «самозанятые» граждане.
По данным Статагентства РК, в 2003 году доля «самозанятого» населения в республике составляла около 40 процентов работоспособного населения. При этом в Алматы было зарегистрировано всего 6 тысяч безработных. Официальную статистику сбивают нелегальные трудовые мигранты из соседних стран. Байкадам Курамаев, вице-консул Киргизии в Казахстане, утверждает, что в Казахстане сегодня присутствуют 65 тысяч его сограждан. Выходцев из Таджикистана чуть меньше – 50 тысяч. Так что найти работников с низкой квалификацией сегодня не составляет труда.
– Излишний спрос породил такую ситуацию, когда специалисты с низкой квалификацией чувствуют себя комфортно, – говорит Асель Шакенова. – Если человеку не понравились условия работы, он легко может найти новую. – В результате самыми востребованными в стране сейчас оказались все строительные профессии – прежде всего инженеры, прорабы, электрики и бетонщики, затем бухгалтеры и маркетологи. В первой тройке специалистов не оказалось работников сельского хозяйства. Работодатели их практически не ищут. Многие привыкли к тому, что виноделов или агрономов не найдешь днем с огнем.
Источник: Сакен Бельгибаев, "Newspaper.kz", 25.09.2006
Вы можете оставить ваш комментарий или мнение на эту статью. Для этого необходимо нажать на ссылку ниже.
|