сайт школы, среднее образование Казахстан, методические материалы

АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕ

сайт школы, среднее образование Казахстан, методические материалы

Введите ваш логин и пароль, полученный при регистрации.

Регистрация              Забыли пароль

НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ



19.11.2013
Для стран СНГ разработают единый учебник истории
Просмотров: 4132, комментариев: нет
19.11.2013
Составлен рейтинг самых доступных ректоров вузов Алматы
Просмотров: 4899, комментариев: нет
19.11.2013
Учебный центр туризма мирового уровня откроют в Алматы
Просмотров: 3987, комментариев: нет

Закон РК
"Об образовании"
от 27 июля 2007
года № 319-III
Подробнее...

РЕКЛАМА НА САЙТЕ



Любой желающий может у нас играть в игровой автомат Братва бесплатно и без регистрации.


Отягощенные умом, или Почему мы не ищем таланты


Почему часто бывает так: отъявленный двоечник и хулиган во взрослом состоянии вдруг возьмет да и "выйдет в люди".


А то, чего доброго, и открытие научное сделает. А зубрилка, круглопятерочная гордость школы прокоптит всю свою жизнь незаметным клерком - исчезни он с рабочего места, ничто не дрогнет в мироздании.

одаренные детиИзвестный физик Петр Капица, например, в свое время слыл злостным прогульщиком - ему просто было скучно сидеть за партой. Ренуара били линейкой за то, что на уроках вертелся и рисовал в тетрадках шаржи. История знает немало таких моментов в биографиях великих людей. Почему подобное происходит? Как разглядеть будущего литературного гения в охломоне, который не желает изучать пестики-тычинки и откровенно ничего не понимает в химии?

В государственной программе развития образования РК на 2005 - 2010 годы отмечается, что процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования.

Но у нас до сих пор принято считать, что ребенок хорошо учится, только если он стабильно успевает по всем предметам. Так спокойнее, удобнее учителям, да и родителям. Если же на фоне пятерок присутствуют хронические трояки по какому-то предмету, значит, нужно "подтянуться". Конечно, есть специальные школы, с так называемым уклоном. Есть и такие, где дети с первого класса учат два-три иностранных языка и постигают тонкости сервировки стола.

Но все подобные учебные заведения сегодня - платные. А, как известно, таланты появляются на свет далеко не всегда в состоятельных семьях.

Система образования в Казахстане в последние годы подвергается неустанному, если не сказать, экспериментальному реформированию. Вместе с тем, в большинстве своем учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится без учета индивидуальности ребенка, поскольку она остается массовой.

По данным исследований алматинского социологического центра "Икс плюс", 62,3 процента учителей и 68,6 процента родителей убеждены, что "школа находится в глубоком кризисе" и в ней требуются коренные преобразования.

71,5 процента родителей считают, что в школе в первую очередь необходимо изменить отношение к ученику. Лишь 16,2 процента учителей отмечают, что процессы, происходящие в школе, стали как-то касаться оптимизации развития ребенка. В такой обстановке сложно говорить о какой-то особой системе работы с одаренными детьми.

Наверное, прежде всего общество должно остановиться в заполошной гонке за деньгами и задуматься: а есть ли у нас собственно будущее? Имеется ли "человеческий потенциал" как важнейшая предпосылка и основной ресурс развития любого общества? Какие бы умные машины ни были уже изобретены, время не стоит на месте, и если мы со своей скоростью не впишемся в его "повороты", то останемся на обочине цивилизации.

Хотя ценность "детского материала" давно поняли в развитых странах, но и там до сих пор ведутся дискуссии на тему: каковы же критерии определения одаренной личности, и что, собственно говоря, она из себя представляет.

- Одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия, говорит психолог Ирина Лившиц. - К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие творческие способности, постоянство, независимость, способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д.

К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость. Наиболее точное определение, по-моему, было приведено на недавней международной конференции "Космос и одаренность" сотрудницей португальского центра инноваций, творчества и лидерства Мануэлой да Сильвой: "Одаренными называют тех, кто показывает высокий уровень способностей в одной или нескольких областях деятельности. Это могут быть общие интеллектуальные способности, академические способности, продуктивное мышление, способности к лидерству, художественные и артистические".

Выявление же одаренности, по мнению участников этого форума, зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях важны рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, результаты различных тестов.

- Проблема одаренного ребенка в школе знакома, наверное, каждому учителю,- рассказывает педагог начальных классов Алия Сайбекова. - Каждый внимательный учитель, который работал в любой школе, знает, что обязательно почти в каждом классе найдется один ребенок, который откровенно выделяется из коллектива. И часто бывает так, что мешает работать. Потому что вечно с поднятой рукой, я еще не успела закончить фразу, а он уже начинают отвечать. Причем, как правило, не может дождаться, когда его спросят, а отвечает с места. Этим он раздражает одноклассников: "Куда ты лезешь с вечно поднятой рукой?". Да и учителя тоже. Потому что учителю нужно вести урок, он сориентирован на среднюю скорость работы, а этот ребенок работает очень быстро... Он часто получает плохие отметки, и часто - за поведение. И это раздражает родителей. Они спрашивают: "За что? Ну, будь как все. Что ты вечно лезешь вперед?". И получается, что общество давит на такого ребенка всей своей массой, так сказать. И основной лозунг - "Будь как все!". А он и не может быть как все, и не хочет быть как все.

Даже если и хочет, то не может. И возникает вопрос: "А нужно ли, чтобы он был как все?". Потому что если у него способности выдающиеся, так надо дать ему возможность реализовать эти способности. И, конечно, это можно сделать. Безусловно, правы те коллеги, которые говорят: "Надо работать в классе разноуровнево. С разными детьми - по-разному". Но часто это сделать невозможно.

Чем ребенок обычный отличается от одаренного? Причем обычный ребенок - это не означает, что он учится средне или плохо учится. Хорошо учащийся ребенок, классический школьный "отличник" - это тот ребенок, который хорошо усваивает чужие мысли. По большому счету, хорошая память - это главный критерий хорошей успеваемости. То есть, "хорошая память - молодец". Аккуратность есть, прилежность есть - все, больше ничего не требуется. А одаренный ребенок - это тот ребенок, который легко дает свои мысли. Как говорят психологи, креативный ребенок. Вот это принципиальная разница, водораздел между теми и другими.

Выявление одаренных детей и развитие их способностей - одна из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, поскольку найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.

Нельзя забывать и о том, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

По мнению специалистов, ситуация усугубляется и накопившимися к настоящему времени противоречиями: между все более возрастающими требованиями к формированию образованной, интеллектуально-развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему; между коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса в школе и индивидуальным по своей сути характером обучения; между целенаправленным воздействием "взрослой" культуры и спонтанностью развития ребенка, его индивидуальности; между ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.

Разрешить эти противоречия невозможно только усилиями школы, необходим комплексный подход.

Источник: Иван Захаров, Gazeta.kz, 15.03.2007


Вы можете оставить ваш комментарий или мнение на эту статью. Для этого необходимо нажать на ссылку ниже.


История  |  Фотогалерея  |  Гостевая  |  Контакты  |  Ссылки  |  Карта сайта